С. Г. Кара-Мурза"Манипуляция сознанием"

Имиджи Чернобыля как пример образов страха в массовом сознании Постчернобыльская ситуация представляет особый интерес изза того, что подобной кризисной ситуации никто в мире не испытывал в послевоенное время. Более того, имидж Чернобыля существенным образом стал влиять на выработку политики в области атомной энергетики в ряде стран мира. По сути сходные задачи воздействия на социальные группы возникают в любой кризисной ситуации. К примеру, для России это была ситуация октября года в связи с расстрелом Белого дома. Воздействие носило прямой характер. Предметом воздействия лидеров президентского окружения также были массовые настроения. Однако воздействие носило опосредованный характер, ибо вначале изменялся образ политической реальности закрытие оппозиционных газет, дозированная подача информации, использование привычных для большинства социальных групп языковых шаблонов высказываний и т. Как победить на выборах. В целом это способствовало не разрешению конфликта, а поляризации массовых настроений. В случае подобных массовых беспорядков значимым элементом становится создание приближенности цели, она представляется вполне достижимой.

Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, , Москва, Россия Проблема безопасности существования как общественных систем, так и человека в третьем тысячелетии приобретает особую актуальность. Разнообразие и количество угрожающих человечеству опасностей неуклонно растет, современное общество все чаще определяется как общество риска. Риск становится неотъемлемым элементом социального пространства, он характеризует те проблемные поля или точки уязвимости, которые угрожают безопасности общества.

В силу этих и многих других причин в центре научного осмысления происходящих на нашей планете перемен все более актуализируется проблематика безопасности человека и общественной системы, возникает объективная необходимость мониторинга сферы развертывания рисков и опасностей современного мира. В массовом сознании одним из индикаторов реальных и потенциальных рисков, угроз и опасностей является страх.

Общей установкой в манипуляции массовым сознанием является то, Страх. Самое главное чувство, к которому апеллируют.

Первым философом, высказавшим идею о том, что только знания ведут нас к обретению свободы от страхов, стал Эпикур. По крайней мере, он первый оставил об этом запись в анналах. Великий Платон выдвинул другую идею. По его мнению, обладание чем-то порождает страх это что-то потерять. Платон считал, что человек, исполненный мужества, и трус боятся разных вещей. По Платону стремящийся к наживе индивид всегда живет в страхе.

Он и стремится-то разбогатеть, закрепиться, утвердиться на земле и в обществе из страха потеряться в нем и пропасть. Философ называл страх отцом лжи. Аристотель раскрыл другой аспект появления страхов.

Сейчас, когда мы интенсивно познаем Запад, нам открывается картина существования поистине несчастного. Не случайно тема страха с таким успехом обыгрывается в искусстве. Хичкока выражают глубинное качество культуры. Можно сказать, что современный Запад возник, идя от волны к волне массового религиозного еще говорят экзистенциального - связанного с Бытием страха, который охватывал одновременно миллионы людей в Западной Европе.

Подобные явления не отмечены в культуре Восточного христианства например, в русских летописях. Первое описанное в литературе явление массового страха - охватившее население Западной Европы убеждение в скором приходе антихриста и наступлении Страшного суда на исходе первого тысячелетия.

Был ли в советском кино подобный период изживания страха Эта схема совпадала с болезненной расколотостью массового сознания, где.

Введение Предмет данного исследования — страх перед социально значимыми негативными событиями и процессами, оцениваемыми массовым сознанием как катастрофа. Нас не будут интересовать проблемы типа безработицы, смертельной болезни или гибели близких. В центре внимания — массовые страхи и ожидания катастрофических сдвигов, начиная от угроз местного значения до региональных, национальных и планетарных.

Эти темы не получили до сих пор существенной разработки в социологии. Это не вполне понятно, так как здравый смысл, на котором базируется наука, предполагает, что настроение и поведение отдельных людей, групп и нации в целом весьма зависимы от тех чувств — оптимистических, или пессимистических, — которые они питают в отношении будущего.

Как ни странно, но даже исследования качества жизни, проводившиеся с х годов, большей частью игнорировали роль страхов в человеческой жизни 1. Это особенно удивляет потому, что подобные исследования были специально ориентированы на то, чтобы выяснить, как люди воспринимают и оценивают различные элементы своей жизни. Вдобавок, число социологов, работы которых посвящены катастрофам, очень ограничено.

Большинство из них интересуются посткатастрофическими ситуациями. Изучаются, например, реакции общества, организаций и групп на технологические или экологические бедствия, или адаптация к бедствиям личности и населения в целом. Насколько авторам известно, общей социологии катастроф посвящено мало работ. Из работ прежних лет можно назвать монографию Питирима Сорокина 2 и исследование Самуэля Принца 3 , а из последних — основательные работы Энрико Карантелли 4.

Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. 2-е изд

Смотреть полностью Знаковый характер принимает окружение политических деятелей. Чубайса и некоторых других"Комсомольская правда" , 4 февр. Обвинения с учетом западной практики выглядели следующим образом:

Так, независимо от того, велика ли безработица в реальности, страх перед ней . Восприятие безработицы в массовом сознании ( числа давших .

Разнообразие и количество угрожающих человечеству опасностей неуклонно растет, современное общество все чаще определяется как общество риска. Риск становится неотъемлемым элементом социального пространства, он характеризует те проблемные поля или точки уязвимости, которые угрожают безопасности общества. В силу этих и многих других причин в центре научного осмысления происходящих на нашей планете перемен все более актуализируется проблематика безопасности человека и общественной системы, возникает объективная необходимость мониторинга сферы развертывания рисков и опасностей современного мира.

В массовом сознании одним из индикаторов реальных и потенциальных рисков, угроз и опасностей является страх. Страх сигнализирует об угрозе, как биологическому существованию, так и ценностям, которые индивид считает необходимыми для его жизни. Проблема страха как в ажнейшего модуса человеческого существования, организации его внутреннего духовного мира восходит корнями к самым начальным попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле.

До Фрейда и других психологов, проблематика страха всецело разрабатывалась в рамках философии. Практически все философские школы и направления, так или иначе, рассматривали этот вопрос в рамках соответствующих мировоззренческих систем. Страх изучается в психологии, социальной психологии, психиатрии. В конце х гг. ХХ века предпринимаются попытки социологической трактовки страха. Чувство страха является основой естественного защитного механизма индивида. Оно тесно связано с волнением, беспокойством, тревогой, боязнью, испугом и ужасом.

Кара-Мурза . Манипуляция сознанием - файл 1.

Эмоциональное воздействие как предпосылка манипуляции Столь же важным, как мышление, объектом для манипуляции является сфера чувств. Возможно даже, что это — главная или по крайней мере первая сфера, на которую направлено воздействие. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах — обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г.

Чувственная ступень отражения стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее.

Распространяется страх перед некими внешними агентами, которые, как американцы, связываются в массовом сознании с иным и.

Сегодня эта тема стала едва ли не самой популярной, рейтинговой. Такого рода катастрофы сказываются на психологическом состоянии очень многих людей. До века изучением различных опасностей, катастроф и их влияния на жизнь человека занимались преимущественно религиозные мыслители, а также некоторые представители естественных наук, в частности медицины. У истоков этого мировоззрения стоят А.

Шопенгауэр Введение 9 и Р. Ницше с идеей культурного декаданса Запада. Свое развитие и популяризацию эти идеи получили у О. Первым эмпирическим исследованием в области катастроф принято считать докторскую диссертацию С. За ней последовали работы Л. Большая часть работ Сорокина была посвящена изменениям в социальной структуре в периоды катастроф:

Глава 5. Катастрофизм или страх перед будущим

Более того, имидж Чернобыля существенным образом стал влиять на выработку политики в области атомной энергетики в ряде стран мира. По сути сходные задачи воздействия на социальные группы возникают в любой кризисной ситуации. К примеру, для России это была ситуация октября года в связи с расстрелом Белого дома.

Не случайно тема страха с таким успехом обыгрывается в искусстве. оживал в массовом сознании в фантастическом и преувеличенном виде.

Новая волна иррационального страха охватила Запад с началом холодной войны. Кумир общественного мнения А. Эйнштейн писал в январе года: В январе года Эйнштейн повторил: Сегодня идет война в Корее, а не на Аляске. Россия подвержена гораздо большей опасности, чем Соединенные Штаты, и все это знают. Мне трудно понять, как еще имеются люди, которые верят в басню, будто нам угрожает опасность. Я это могу объяснить лишь отсутствием политического опыта.

Кеннан сказал в году о первом этапе холодной войны:

Теренс МакКенна - Страх. Психоделический Совет.